Аз да Буки избавляют нас от скуки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Азбуку учат – во всю избу кричат.
Без грамоты, как в потемках.
Без складу по складам, без толку по толкам.
Бумага терпит, перо пишет.
Бумажки клочок в суд волочет.
В книги не в чурки.
В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).
В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).
Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).
Врет по-печатному. Врет, как газета.
Все товар, и мусор товар, а книги не товар
Глядит в книгу, а видит фигу.
Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).
Грамота – второй язык.
Грамота не болезнь, годы не уносит.
Грамота не злом, а правдой сильна.
Грамота правдой сильна.
Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо.
Грамоте знает, говорит: где писано, там черно.
Грамоте может, а прочесть не умеет.
Грамоте не знает, а цифирь твердит.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.
Грамотею и книги в руки.
За аз да за буки, так и указку в руки.
Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).
И неграмотен, да памятен.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).
Како он – кон, буки ерык – бык, глаголь аз – глаз.
Коли грамота дастся, так на ней далеко уедешь.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Лучше печатного не скажешь.
На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе).
Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.
Напишешь пером, что не вывезешь волом.
Не красна книга письмом, красна умом.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет
Неграмотный, что слепой.
Немного читай, да много (да побольше) разумей!
Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).
Ныне много грамотных, да мало сытых.
Перо скрипит, бумага молчит.
Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет.
Перо сохи легче. Грамотей – не пахарь
Письмо – словно куры набродили.
По грамоте осекся, цифирь не далась.
По складам, так не грамотей.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).
Пророк Наум наставит на ум (с этого дня посылают детей в школу).
Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).
Сперва аз да буки, а там и науки.
Супротив печатного (газетного) не соврешь.
У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.
Уела попа грамотка.
Уложенье читает, а дела не знает.
Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
Читай, не вертись, а что написано, не сердись.