Крымский мост стал поистине великолепным сооружением, которое поражает воображение при взгляде на него. Это настоящее инженерное чудо, созданное в таких условиях, в которых до этого мостов не строил. А мечта соединить два берега Керченского пролива имеет давнюю историю, были и попытки ее осуществления.

крымский мост

Подборка интересных фактов о Крамском мосте.

Первая известная идея соединить Керченский и Таманский полуострова пришла в голову князю Глебу в далеком 1046 году. Пройдя с конницей пролив по льду в суровую зиму, он оценил расстояние в 14 тысяч саженей или 30 километров. Но в XI веке технологий для подобного строительства просто не было…

Второй раз к планам возведения моста вернулись в 1870 году, причем это сделали британцы. После строительства Индо-европейского телеграфа им очень нужно было прямое железнодорожное сообщение с Индией. Но строительство опять оказалось просто неподъемным.

В начале XX века мостом через пролив заинтересовался Николай II, но оказалось не до него: русско-японская война, первая революция, а там Первая мировая война. Какой уж тут мост?

Первыми, кто подошел к практическому строительству, оказались… немцы. В 1942-1943-м гитлеровцы соорудили канатную дорогу для поставок оружия на Кавказ. Завезли материалы для мост но начать строительство не успели.

Советские войска в 1944 году умудрились соорудить мост (частично из немецких материалов) буквально за месяц. В ход шли металлические и деревянные сваи, а также деревянные элементы пролетов. Впрочем, к 1945 году мост полностью достроен не был, но грузы через него шли.

Фатальным оказалось то, что не успели установить ледорезы, а в феврале 1945 года из Азовского моря пошел лед. Повреждения оказались такие, что оказалось проще разобрать мост, чем ремонтировать. По легенде по Керченскому мосту в феврале 1945-го в Москву с Ялтинской конференции возвращался сам Иосиф Виссарионович… Правда, историки утверждают, что на самом деле Сталин вернулся в столицу через Херсонскую область, а по мосту проехала часть его кортежа.

крымский мост 1944 год

Позже также время от времени предпринимались попытки строительства, но довольно вялые. Долгие десятилетия Крым и Таманский полуостров соединяла только паромная переправа.

После развала СССР Россия и Украина также имели планы по возведению моста. 17 декабря 2013 года даже было подписано соглашение об этом между Правительством РФ и кабинетом министров Украины. Но только после событий весны 2014 года процесс был активизирован.

Паромную переправу реконструировали весной 2015 года, когда ее возможностей стало резко не хватать. На перевозку встало 4 новых крупных парома, способных брать как автомобили (в том числе и фуры, так и пассажиров).

Крымский мост долен стать самым длинным инженерным сооружением в России и отнимет этот титул у Президентского моста через Волгу в Ульяновске, который имеет длину 12 970 м.

Длина Крымского моста – 19 км, из которых 11,5 км пролегают по суше, а 7,5 км над морем.

Перед строительством проведи тщательную «зачистку местности». Саперы нашли около 700 снарядов времен Второй мировой войны на территории в 200 гектаров берега и акватории Керченского пролива. Экологи переселили 117 животных из Красной книги и тысячи растений. Археологи раскопали более 3 тысяч предметов времен Бронзового века, Античности и Средневековья и передали их Таманскому музею.

Мост имеет автомобильную и железнодорожную части, идущие параллельно – железнодорожный мост откроется в 2019 году и следующие по нему поезда смогут перевозить до 14 миллионов пассажиров в год.

железнодорожный и автомобильный крымский мост

Автомобильная магистраль имеет четыре полосы. Пропускная способность моста – 40 тысяч грузовых и легковых автомобилей в сутки.

Крымский мост не пересекает пролив в самом узком месте, это сделано из-за того, что сооружение обходит зоны тектонических разломов в Керченском проливе. Это нужно для безопасности.

В общей сложности конструкция моста покоится на 7000 сваях (они углублены в грунт на 12 м на суше и на 90 м в море) и 595 опорах. Опоры имеют циклопические размеры – на каждую в среднем израсходовано 400 тонн металлоконструкций. Всего на сооружение моста ушло количество стали, из которой можно было бы сделать сразу 32 Эйфелевы башни, которая весит 10 тысяч тонн.

Общая длина арок моста порядка полукилометра. Вес арок 11,5 тысяч тонн. Их длина в 1,8 раз больше высоты Эйфелевой башни. Кстати, у упомянутой башни и Крымского моста общая технология сборных металлоконструкций, позволяющая быстро возводить сооружения.

Морские суда проходят через пролеты, имеющие ширину 227 м и высоту в 35 м. Каждая судоходная арка – для автомобильного и железнодорожного моста имеют массу в 10 тысяч тонн.

Мост рассчитан противостоять сокрушительному землетрясению в 9,1 балла. Для этого установлены шок-трансмиттеры, специальные гидравлические устройства для перераспределения моментальных динамических нагрузок на строительную конструкцию и напоминающие огромные автомобильные амортизаторы. Всего в конструкции моста использовано 760 шок-трансмиттеров.

Крымский мост сооружают более 13 тысяч человек круглосуточно и в любую погоду, включая штормовую. Если использовать армейские мерки, то это целая дивизия! Сложные погодные устройства изначально учитывались при планировании строительства и это также сыграло свою роль в опережении сроков открытия моста.

работы на крымском мосту

На автомобильном мосту предусмотрены два стационарных поста ДПС.

Крымский мост сооружен не сам по себе – он является частью четырехполосной федеральной трассы «Таврида», идущей через весь Крым до Севастополя. Данная трасса будет скоростной – по ней можно будет передвигаться на скорости 120 км/ч, что позволит добраться от Моста до Севастополя всего за 2,5-3 часа. Удобство трассы еще и в том, что она обходит Феодосию, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай.

Название моста было выбрано по результатам публичного онлайн-голосования в конце 2017 года. Вариант «Крымский мост» понравился 64% участвовавших в опросе граждан. Вторым по популярности был «Керченский мост», третьим – «Мост воссоединения».

У моста имеется свой живой талисман – кот Мостик имеющий неофициальный титул «кот Моста». Сейчас это наверное самый популярный кот России! Он даже имеет свою личную страницу в Instagram.Общая стоимость строительства – 227,9 миллиарда рублей. Но несмотря на такую высокую цену, взведение моста дает намного больше как в экономическом, так и в политическом плане, способствуя интеграции Крыма в экономику и общество России и увеличивая деловую активность и транспортную связанность на юге Российской Федерации.