Я еще ни разу не встречал человека, совершенно лишенного эгоизма. Если бы мне удалось встретиться с человеком твердых правил, и этого было бы достаточно. В самом деле, непросто никогда не думать о том, имеешь ты или нет, пуст ты или наполнен, переживаешь невзгоды или благоденствие.
Я еще ни разу не встречал человека высшей мудрости. Если бы мне удалось встретиться с благородным мужем, и этого было бы достаточно.
Я еще не встречал человека, который бы любил человечность или такого, которому было бы ненавистно все лишенное человечности. Ничто не может быть выше человека, любящего человечность. Ненавидящий бесчеловечное сам человечен, ибо он мешает противоположному соединиться с ним. Кому не хватит силы, чтобы сохранять человечность в течение одного дня! Я еще не встречал никого, кому бы не хватило на это сил. Может, и есть такой человек, но я его не встречал.
Что сказать о человеке необузданном и лукавом, невежественном и лживом, тупом и нечестном!
Человечность важнее для народа, чем огонь и вода. Я видел, как люди умирали ради того, чтобы овладеть огнем и водой. Я никогда еще не видел людей, умирающих за овладение человечностью.
Человек может сделать путь шире. Путь не может сделать человека шире.
Храни до самой смерти преданность своему пути.
Хорошо жить среди человечных. Предпочесть этому жизнь среди лишенных человечности… Что можно об этом сказать!
Хорошего коня ценят не за силу, а за более тонкие достоинства.
Учтивость вне ритуала напрасна. Осторожность вне ритуала — робость. Мужество вне ритуала — смута. Прямота вне ритуала — нетерпимость.
Учиться с кем—то вместе не значит вместе идти по пути. Вместе идти по пути не значит утвердиться в одном и том же положении. Утвердиться в одном и том же положении не значит обо всем судить одинаково.
Учиться не мысля — значит трудиться напрасно, мыслить не учась — значит подвергаться опасности.
Учитель — это тот, кто, изучая старое, умеет выводить из него новое.
Учись так, как будто ты отстал в науках, а выучившись, опасайся потерять то, что узнал.
Учи всех, не делая различий.
Ученый человек, устремляющийся к пути, но стыдящийся своей бедной одежды и дурной пищи, не стоит того, чтобы о нем говорить.
Устремляйтесь к пути, будьте привержены добродетели, твердо держитесь человечности и углубляйтесь в искусства.
Услужая родителям, будь с ними помягче, а если твоим желаниям не внимают, все равно оказывай им уважением, не нарушая их воли, неси свое бремя и не сетуй.
Управляя страной тысячи боевых колесниц, почитай власти и будь честен; не расточай средств и люби людей; заставляй народ работать только, когда для этого подошло время.
Умничанье и претенциозность редко сочетаются с человечностью.
Благородный муж, справедливый по своей сути, действует в соответствии с ритуалом, держит себя смиренно и всегда честно поступает. Такой муж и в самом деле благороден!
Благородный муж усердно изучает литературу, сдерживает свой нрав правилами ритуала и скорее всего не собьется с дороги.
Благородный муж трудится для того, чтобы приблизиться к пути, а не для того, чтобы добыть пропитание. Будешь пахать — и это не спасет тебя от голода. Учись — и обретешь жалованье. Благородный муж беспокоится о пути и не беспокоится о бедности.
Благородный муж трепещет перед тремя вещами: перед судьбой, перед великими людьми и перед словами мудрецов. Малый человек, не знающий судьбы и трепета, не уважает великих людей и насмехается над словами мудрецов.
Умничанье вредит добродетели. Нетерпимость в малом мешает большим планам.
У себя дома молодые должны проявлять почтительность к родителям, а вне дома любовь к ближним. Они должны быть благоразумны и честны. Они должны любить всех людей и искать общества человечных. Выполнив все эти требования, остаток сил им надлежит употреблять на достижение книжной учености.
Трудно тем, кто дни напролет чревоугодничает, ни во что не вкладывая душу. Не больше ли добродетели хотя бы в шахматной игре?
Трудно не роптать в бедности. Легко не кичиться в богатстве.
Три армии можно лишить командующего, но у простого человека не отнять его надежд.
Тот, кто угоден всему сяну, похищает добродетель.
Тот, кто имея суровую наружность, на деле робок, подобен малому человеку, который воровски пробирается сквозь вырытые им лазы и перелезает через стену.
Только человечные могут и любить, и ненавидеть людей.
Только когда приходит холодная зима, можно увидеть, как стойки сосна и кипарис.
Только женщиной да малым человеком трудно управлять. Приблизьте их к себе, и они утрачивают смирение, удалите их от себя, и они начинают жаловаться.
Те, у кого есть стремление и те, у кого есть человечность, не жертвуют человечностью ради того, чтобы остаться в живых, но жертвуют собой ради человечности.
Те, кто не думает о будущем, навлекает на себя беду.
Так близки друг другу по природе, так далеки по опыту.
Сыновней почтительностью обладает тот, кто по прошествии трех лет не изменит отцовскому пути.
Существовавшие в древние времена три недостатка, теперь, очевидно, исчезли. В древние времена несдержанные были неукротимы, теперь же несдержанные блуждают без смысла. В древние времена самоуверенные держались отчужденно, теперь же самоуверенные злобны и агрессивны. В древние времена глупые были честными, теперь же глупые лживы.
Стремление к материальным выгодам множит недовольство.
Совершать жертвенные обряды в честь кого—либо, кроме умерших членов семьи, значит опускаться до низкой лести.
Служа господину, во всем следуй ритуалу, и пусть себе другие думают, будто ты угодничаешь.
Сдержанный человек редко когда потеряется.
Необъезженную лошадь можно приучить к упряжке. Металлу, плавящемуся в тигле, можно придать нужную форму. Только из скучающего бездельника до конца жизни ничего не выйдет. Байша говорил: «Иметь много болезней не зазорно. Если за всю жизнь ничем не переболел, — это беда»
Утром познав истину, вечером можно умереть.